Особенности учета в торговле автозапчастями.

Учет в торговле необходим был всегда. Сегодня доступность компьютеров существенно упростила и облегчила эту задачу. Амбарные книги уходят в прошлое! Уже почти никто не отрицает удобство применения компьютера для хранения, поиска и обработки информации. Применение компьютерного учета дает преимущества перед конкурентами, так как это не только красивые накладные, но и безграничные возможности по сбору и обработке информации для последующего анализа и принятия решения.

Однако появились и новые проблемы, самая большая из которых – выбор программы, которая, собственно, и будет решать задачи учета. Сделать выбор не просто. Существуют тысячи программ, созданных для учета – платные, бесплатные, пиратские. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Эта статья поможет вам сделать правильный выбор.

Прежде, чем мы приступим к выбору программы, рассмотрим особенности, с которыми нам придется столкнуться при учете автозапчастей. Причем, большинство вопросов лучше решить для себя до того, как вы сядете за компьютер.

1. Большая номенклатура.

Если Вы в своей деятельности не ограничиваетесь продажей колесных гаек на Ниву оптом, то в вашем ассортименте сотни, а то и тысячи наименований. Каждый, кто использует компьютер для работы сталкивается с прайс-листами, созданными в чудесной программе Excel. Возможно, вы даже сами создали там свой первый прайс. Однако сопровождение такого прайса – корректировка количества и цены – занятие для усидчивых и внимательных. Использование специализированных программ гораздо удобней.

2. Кодировка.

Любая автозапчасть помимо своего наименования имеет еще и код однозначно ее определяющий. А чаще несколько кодов. Основным кодом при закупке является код производителя. Он является уникальным для любой запчасти и определяет производителя детали и конкретную запчасть в его ассортименте. Однако при продаже код производителя не всегда удобен. Дело в том, что многие производители изготавливают взаимозаменяемые изделия, которые, естественно, имеют разные коды производителя. Это очень легко понять на примере фильтров. Существует множество фирм, производящих взаимозаменяемые фильтры. Если вы работаете только с одним производителем, проблем не возникает. Однако, если вы способны предложить покупателю выбор, ситуация осложняется. Тут поможет код потребителя. Как правило, это код запчасти, указанный в каталоге производителя автомобиля. Но если запчасть применяется разными автопроизводителями, то код потребителя она может иметь разный, что затрудняет поиск аналогов. Поэтому, следует изначально определиться – код какого потребителя будет иметь доминирующее значение.

Практически можно ограничиться кодом производителя или кодом потребителя. Если необходимо, можно использовать оба. Крупные фирмы, для удобства внутренних перемещений товара, водят еще дополнительный собственный внутренний код.

От того, насколько удачно вы определились с кодировкой и от возможностей программы по обработке кодов зависит удобство и эффективность вашей работы.

3. Наименования.

Наименование запчасти должно как можно более кратко и точно описывать ее суть и при этом быть удобным для поиска. Для потребителя запчасти болт карданный и карданный болт одно и то же. Однако это уже два разных варианта для поиска в списке. Если же у вас одинаковая запчасть может называться бачок в сборе и омыватель электрический, то тут вариантов для поиска еще больше.

Поэтому вы должны заранее создать для себя правило для наименования запчастей и неукоснительно этого правила придерживаться.

4. Применение.

Для запчастей характерным является тот факт, что запчасти с одинаковым наименованием (болт, шайба, бачок и т.п.) могут иметь совершенно разные потребительские свойства и применение. В ряде случаев, указать применение в наименовании невозможно, так как запчасть может применяться в различных местах (особенно это касается метизов).

5. Сборные единицы.

Многие автозапчасти обладают редким свойством совершенно не характерным для другой продукции и являющимся настоящим кошмаром для программ учета – их можно разбирать на комплектующие, которые продавать отдельно от узла в целом. Ту же операцию можно проделать и в обратном порядке – собрать какой-то узел из отдельных запчастей. Решить такую проблему учета могут только очень немногие специализированные программы учета.

 

Учитывая приведенные особенности, поанализируйте свой ассортимент и создайте для себя правила для типовых ситуаций. Можно даже письменно. Такой подход позволит конкретнее сформулировать требования к программе учета и оператор, руководствуясь этими правилами, будет в схожих ситуациях совершать адекватные действия.

 

BatMan as-soft@mail.ru

2005 г.

Эта статья подготовлена в бесплатном офисном пакете OpenOffice.

Автор будет признателен за все замечания и комментарии по данной теме.

Hosted by uCoz